«Сберечь бесценный дар природы»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Кежемская межпоселенческая Центральная районная библиотека им.А.Ф.Карнаухова»

 2017 – Год экологии

Методические рекомендации

для библиотечных специалистов по формированию экологической культуры населения

        Экологические проблемы в XXI столетии стали одними из самых острейших. Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов: падение численности животных, безжалостное уничтожение лесов, засорение почв и прочее. Все это – варварское отношение к природе со стороны человека, которое тормозит  дальнейший научно-технический прогресс человечества и становится угрозой его существования. Время стихийного, безоглядного использования природных ресурсов уже прошло. Природопользование должно осуществляться только на научной основе, с учетом всех сложных процессов, происходящих в окружающей среде.

В решении экологических проблем, в формировании экологической культуры населения существенная роль принадлежит библиотекам. Ни один век в своих произведениях многие поэты и прозаики бьют тревогу, предупреждая людей, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя. А книга – великая сила, которую в своей работе использует библиотекарь.

Работа в данном направлении позволяет читателю понять всю злободневность экологических проблем. Никакие законы, запреты в деле охраны природы не помогут: если мы не будем воспитывать в человеке любовь ко всему живому. Деятельность библиотек по экологическому просвещению населения должна  быть направлена, прежде всего, на повышение уровня экологической культуры населения района, на привлечение внимания властей и общественности к решению экологических проблем. Как сотрудник библиотеки может заниматься сохранением природы? Ответ очевиден — просвещать своих пользователей в экологическом направлении, выступать хранителем и распространителем информации.

Экологическую информацию можно предоставить  через издание с учащимися листовок для населения, встречи с руководителями структурных подразделений села. Экологические проблемы села связаны со следующей деятельностью предприятий: -частные предприниматели по заготовке древесины заваливают опилом и горбылем сельскую свалку, что парализует ее эксплуатацию; отходами лесопиления захламляются земли сельского поселения, улицы села, а также территории вокруг существующих пилорам; часть древесных отходов сжигается возле пилорам, что категорически запрещено природоохранным законодательством, кроме того, возникает угроза пожаров;

-автогараж и тракторный гараж кооператива загрязнят близлежащую территорию отходами ГСМ, устраивают свалки.

Одним из негативных факторов является захламление территории отходами, в первую очередь жителями частного сектора. Имеет место браконьерство, особенно на водных объектах. Не оспорим тот факт, что человеческая культура тесно связана с природой, землей. Поэтому наши задачи – посредством книг «образумить» читателей, привить им чувство уважения к окружающей среде, подвести их к выводу, что равнодушие, жестокость по отношению к природе, неумение любить – прямой путь к бездуховности.

Особое внимание нужно уделять читателям младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте закладываются основы взаимоотношений человека с природой. Формирование у детей культуры взаимодействия с животными как части экологической культуры, приобщение их к миру природы, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном зеленом доме.

Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу. На экскурсиях ребята учатся  ориентироваться на местности, наблюдают мир природы. Поэтому воспитание экологической культуры, экологическое просвещение населения является одним из приоритетных направлений работы библиотеки. Наш девиз — помощь через информацию. Хорошо информированный человек не может оставаться равнодушным к безобразиям по отношению к природе, происходящим на его глазах, будет сам разумно относиться к природе.

Советы и рекомендации

Выставочная деятельность:

Особое внимание необходимо уделить раскрытию книжного фонда, документов и материалов экологической направленности, для чего можно оформить:

— выставки-консультации, — выставки-вернисажи, — выставки-информины, — выставки-походы, — выставки быстрого реагирования («горячая информация»), — оперативные выставки, — экологические фотовыставки.

 Библиографическая деятельность и выпуск печатной продукции:

Рекомендуем уделить внимание формированию справочно-библиографического аппарата по экологии:

— в краеведческой картотеке выделить раздел по экологии села или создать картотеку «Экология и охрана окружающей среды», «Экология – путь к пониманию природы», «Взаимоотношения человека и окружающей среды в крае. Охрана природы»; «Экологическая ситуация в крае»; «Охрана живой природы края»; «Экологические условия края и приспособление к ним человека»; «Проблемы питьевой воды» и т.п. Возможно составление картотеки материалов «Писатели и поэты о природе», экологического досье (папка материалов по экологическому направлению), — составление тетради откровений (возмущений), — составление и издание списков литературы, информационных бюллетеней, дайджестов, памяток по охране окружающей среды, экологии семьи и быта (например, правильному применению и хранению бытовой химии), экологических календарей-закладок (согласно экологическим праздникам), — оформление информационных стендов по экологии, — выпуск рекламных проспектов и буклетов о просветительской экологической деятельности библиотеки; — выпуск листовок, обращений, призывов, библиографических памяток-советов: «Сберечь бесценный дар природы», «Каталог требований, которые каждый человек должен ежедневно предъявлять самому себе», «Думая о себе, думай о других», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Экологической тропой» и т.п.

 Социологические исследования: Возможно проведение «Библиотечного мониторинга экологической культуры детей» (или молодежи, взрослого населения): — анкетирование, — блиц-опросы, — интервью, — изучение и анализ читательских формуляров «Читаем всей семьей о природе», — изучение отказов читателям.

Досугово-просветительская деятельность библиотеки: Возможно проведение:

час полезных советов «Поможем птицам перезимовать», листовки «Помоги птицам!»,

зоовикторина «Твой верный друг» (о собаках); карамель-шоу «Целебное лукошко»; игра-путешествие «На неведомых дорожках»; эрудит-игра о ягодах «Красная ягодка» (загадки, целебные свойства); звуковая экскурсия и викторина «Птичий базар»; литературное путешествие по книгам «Пятачок желает познакомиться»; карамель-шоу «Лесные гостинцы» (ягоды, орехи, грибы); День удивления «Наши бойкие соседки» (все самые-самые). книжная выставка- кроссворд «Кошки знают всё».; «Юным рыбакам» — кроссворд; «Курьезы и тайны природы» — экоурок; «Загадки морской пучины» — зооигра; «Слушается дело о сигарете» — судебный урок; «Птичий базар» — викторина;

— акции по озеленению и очистке территории вокруг библиотеки и в селе в целом, — Дня информации, — Дня экологической литературы — Дня экологии, — Дня Защитников Природы, — встречи со специалистами лесного хозяйства (с лесниками, лесничими, егерями и т.п.), — беседы со специалистами-фермерами или односельчанами по теме «Хозяйствовать, оберегая землю», — обсуждения книг, — презентации книг, — аукциона (например, аукциона экологических идей «Как помочь бездомному животному»), — фольклорно-экологической экспедиции, — эколого-этнографической экспедиции, — экологического лектория, — экологического суда, — экологического урока, — урока воспитания, — урока-рассуждения, — урока-панорамы, — экологического часа, — информационно-познавательного часа, — экологического экскурса, — экологической трибуны, — экологического патруля, — экологической операции, — экологического похода, — экологического рейда, — эколого-краеведческого вернисажа, — экологического репортажа, — экологического ринга, брейн-ринга, — круглого стола, — трибуны эколога, трибуны общественного мнения, — литературного экочаса («Человек и природа в произведениях писателей»; полезно знакомство с произведениями композиторов, художников-пейзажистов, писателей и поэтов, отразивших природу в своем творчестве), — вечера на лоне природы, — вечера полезной информации, — вечера-диспута, — вечера с элементами психологической разгрузки, — викторины, турнира юных экологов, — экологического ликбеза, — экологического казино, — ботанической экскурсии (например, в мир лекарственных трав), — часа интересных сообщений, — часа общения с природой, — часа полезного общения (например, «О Барсиках и Мурках»), — часа размышлений, — проблемного диалога, — часа экологических знаний на природе, — интеллектуально — экологической игры (по типу телевизионных игр: «Брейн-ринг», «Звездный час», «Счастливый случай», «В мире животных» и пр.), — психологической игры, сюжетно-ролевой игры (например, «Если бы я был(а) главой местной администрации» — предложить решения вопросов благоустройства села и пр.), — ток-шоу, — фитобара, — фитовечера, — конкурса эрудитов, — конкурсов на лучшие рисунки, поделки, экоплакаты и лозунги на природоохранную тему, — конкурс на лучшую рекламу любимой книги о природе, — конкурс сочинений среди читателей (например, на темы: «Планета Земля через 100 лет», «Мой хороший поступок в природе», «Мы с Природою друзья» и пр.), — конкурс на лучшего читателя книг по экологии, — конкурс чтецов (поэзия и проза экологической тематики), — конкурс экологических фантазий «Природа будущего» и т.п., — конкурс на лучший экологический проект по  оформлению улицы села «Улица хорошего настроения».

Особое внимание необходимо уделить раскрытию книжного фонда, документов и материалов экологической направленности

 

Рекомендуемые названия мероприятий

   Акции: «Подари свой лес потомкам», «Превратим наш поселок в цветущий сад», «Посадим аллею, украсим поселок», «Рукотворные сады» (посадка деревьев), «Возродим наш лес», «Дети против лесных пожаров», «Сохраним елки»,  «Посади дерево», «День без лишних покупок», «День без лишних упаковок» и пр.

— «А ну-ка, дамы, сбросим килограммы!», — «Азбука леса», — «Азбука самопомощи», — «Банные премудрости», — «Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету», — «Берегите эти земли, эти воды», — «Беречь природы дар бесценный», — «Беспечный сын природы» (по А.С. Пушкину), — «Божественен, природа, твой язык», — «Больной, откройте ротик!», — «Будем жить в ладу с природой», — «Будущее, подсказанное сегодня», — «Будь человеком, человек!», — «В зыбком зеркале природы», — «В мире медицины», — «В поисках экологической этики», — «В соавторстве с природой», — «Вас все это не волнует?», — «Вверх по лестнице, ведущей вниз», — «Внимание! Пожароопасный сезон»!, — «Волшебное разнотравье», — «Воспевай природу, радуйся душа», — «Все мои книги о природе», — «Все прекрасное на земле — от солнца, а все хорошее — от человека», — «Всяко бывало, но болезнь миновала», — «Глоток воды. Какую воду пьют жители Кежемского района», — «Гомеопатия без тайн», — «Грибные и ягодные места нашей местности», — «Давайте наши души сохраним, тогда мы на земле и сами сохранимся», — «Давайте сохраним ромашку на лугу», — «Дом, в котором мы живем», — «Дом, дарящий силу» (по экологии дома), — «Ей нужна забота ваших рук, чтобы красота ее не гасла», — «Жить или не жить», — «За чистую землю, воздух и воду, за чистую душу и разум народа», — «За чистый посад и зеленый палисад», — «Запасной планеты у нас нет!», — «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем», — «Здесь былое веет обаянием своим», — «Здоровье дарит Айболит», — «Зеленый разум», — «Земля — она твоя и моя», — «Земля – слезинка на щеке Вселенной», — «Земля не простит небреженья», — «Земля у нас одна», — «Земля. Экология. Человек», — «Земную плоть красой измерь», — «Знай врага в лицо», — «И вечная природы красота» (по творчеству М. Пришвина), — «И дым Отечества уже не дым, а смог», — «И мошки не меньше нужны, чем слоны…»,- «Иду и переулками дышу, и Ангарой…», — «Каждому – свое лечение», — «Качество окружающей среды и здоровье человека», — «Колокола тревоги», — «Колючие домочадцы или все о кактусах», — «Ладонью прикроем Землю», — «Лечебные возможности даров природы», — «Лечим деток без таблеток», — «Лицом к лицу с природой», и др.

Избранные афоризмы и цитаты экологической тематики

* Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же.

 Сенека Луций Анней (младший) (около 4 до н.э.–65 н.э.) – древнеримский философ, писатель, драматург и политик.

* Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес.

Сенека Луций Анней (Старший) (около 54 лет до н.э.–39 лет до н.э.)

* Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944) – французский летчик и писатель.

* Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Сладков Артемий Николаевич (1920–1995) – российский ученый-ботаник, педагог. *

* Природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – английский философ, историк, политический деятель. *Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Эмерсон Ральф Уолдо (1803-1882) – американский поэт, философ.

* Обязательно посади дерево, даже если завтра придет конец света.

Коран.

* Так повелось, что в омуте беды

Сплотить должны сильнее нас навек:

Охрана окружающей среды,

Библиотека, книга, человек!

Ковалёв Владимир

 

Пленяют голубые небеса

И солнышко за облаком в зените,

Дождя неповторимая краса:

Чудесные серебряные нити.

Куда ни глянь – сплошные чудеса,

Даёт душе отдохновенье флора,

Красой чаруют дивные леса,

Глубокие прозрачные озёра.

Анатолий Болутенко

 

 

 Список  использованной литературы:

  1. Сохряков, Ю.И. Природа и человек: по страницам современной литературы / Ю.И. Сохряков. – М.: Знание, 1990. – 64 с. – (Литература).

2.Куценко, Е.В. Изучай и воплощай!: формы и методы библиотечного обслуживания: методическое пособие / Е.В. Куценко. – Тара, 2008. – 80 с. – (Метод. копилка; вып. 1).

3.Свиридова, Н. Зеленый коридор сотрудничества / Н. Свиридова // Библиополе. – 2010. — № 9. – С. 54-57: ил.

 

 

 

 

 663491, Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Колесниченко, 14, Центральная районная библиотека им. А.Ф.Карнаухова

Телефон: 8 (39143) 2-19-81, 7-02-00

Факс: (39143) 2-19-81

Эл. почта: rmuk_kmbs@yandex.ru

Составитель: А.И. Ковешникова, зав. метод. отд. МБУК «КМЦРБ им. А.Ф.Карнаухова»

 

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика