Александр Николаевич Скрябин – краткая биография

004

Скрябин Александр Николаевич (1871/1872—1915), композитор, пианист, педагог.

Родился 6 января 1872 г. (по новому стилю) в Москве в семье дипломата.
В 1882 г. поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно занимался музыкой (пианисткой была мать Скрябина) и после окончания корпуса (1889 г.) поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — композиция и фортепиано.

Завершив учёбу в 1892 г., Скрябин уехал за границу. Пять лет давал концерты, гастролируя по странам Европы. Талант его как пианиста быстро был оценён — по возвращении в Россию Александр Николаевич получил должность профессора Московской консерватории по классу фортепиано, которую занимал с 1898 по 1903 г.

В своём композиторском творчестве Скрябин вначале также отдавал предпочтение именно фортепианной музыке. Для фортепиано им создано 10 сонат (1892—1913 гг.), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий и др.

В 1900 г. он обратился к симфонической музыке, при этом ставил себе не только композиторские, но и глобальные философские задачи. Глубокая вера в преобразовательную силу искусства воплотилась в Первою симфонию (1900 г.). Вторая симфония была написана в 1901 г., а в 1904 г. появилась Третья симфония, названная автором «Божественной поэмой».

Вершина симфонического творчества Скрябина — «Поэма экстаза» (1907 г.) и «Прометей» («Поэма огня», 1910 г.).

«Прометей» стал одним из самых необычных произведений в истории музыки — в нём есть партии для симфонического оркестра, солирующего фортепиано, хора и света.

Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех искусств.

Венцом реализации этой грандиозной идеи должна была явиться задуманная им «Мистерия»: в ней предполагалось соединить музыку, поэзию, танец,свет, архитектуру и театральное действо. Воплотить в жизнь смелый замысел Скрябину не удалось — он начал работать над «Мистерией», но 27 апреля 1915 г. трагически погиб в Москве от заражения крови, причиной которого послужила случайная царапина.
Новаторские идеи Скрябина оказали значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.

Музыкальные произведения Александра Скрябина:

«Прелюдия, соч. 11 № 2»

«Etude in C sharp major»

«Prelude № 2 in A minor»

«Prelude № 8 in F-sharp minor»

«Prelude № 6 in B minor»

«Etude in C-sharp minor, Op. 2 N»

«Prelude № 8 in F-sharp mi»

«Etude In F Minor, Op. 43, № 7»

«Op 16 № 1. Прелюдия H-dur»

«Prelude № 12 in G-sharp minor»

«Prelude № 14 in E-flat minor»

«Prelude № 4 in E minor»

Цитаты и высказывания Александра Скрябина

Зависть – признание себя побежденным.

В жизни каждого человека весна бывает лишь раз. А как люди спешат отделаться от этого обмана, от этих дивних грез!

Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип; это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода. Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаянье и победить его.

Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его.

Ученый во всем должен быть абсолютно честен. Малейшее отклонение от этого качества является, на мой взгляд, тягчайшим преступлением.